Учебно-методическая работа в ГБОУ ВПО МГПУ

Добавлена: 3 апреля 2012 года, 16:14:56

Содержание статьи

Основная задача учебно-методической работы в нашем университете

Основная задача учебно-методической работы в нашем университете - подготовка МГПУ к вступлению в современное образовательное пространство, определяемое Болонской декларацией. Как известно, ее основное требование – внедрение трех ступеней образования (бакалавриат, магистратура, докторат). Отношение к этой системе в России неоднозначно, прежде всего, из-за возможного введения платы за магистратуру и сокращения обучения на первой ступени (бакалавриате) на один год, по сравнению с традиционной системой высшего образования в РФ (специалитет), с переводом на эту форму большинства существующих специальностей. Существует опасение, что за четыре года не удастся обеспечить традиционно высокое качество российского высшего образования. Тем не менее, опыт реализации бакалавриата и магистратуры в нашем университете показывает, что эта цель вполне достижима при условии, что организация учебно-воспитательного процесса будет строиться не только на основе существующих документов Минобрнауки РФ, но и накопленного «болонскими» странами Европы опыта реализации этой системы.

Перейти к началу страницы

Что такое "Болонский процесс"?

Это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, хотя до полной реализации требований этого процесса пока еще далеко. ГБОУ ВПО МГПУ вступил в процесс реализации Болонской декларации в 2004 г., введя бакалавриат на факультете романо-германской филологии и филологическом факультете. Сейчас успешно реализуются не только целый ряд бакалаврских программ, но и программы магистратуры по филологическому образованию и другим направлениям.

Перейти к началу страницы

Основные задачи Болонского процесса

Перейти к началу страницы

Необходимость образовательных реформ

Необходимость образовательных реформ в духе Болонского процесса обусловлена тем, что единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, - отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой Европе приходится конкурировать с США (отсюда и новый лозунг – «Европа знаний»). Россия присоединилась к Болонскому процессу, прежде всего, потому что на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей, которые реализуются, прежде всего, людьми с высшим образованием. С этим связаны необходимость европейской интеграции и в других сферах, а также создание возможностей для мобильности кадров, в том числе и извне в Россию.

Перейти к началу страницы

Структура управления Болонским процессом

Перейти к началу страницы

Преимущества Болонской системы высшего образования

Болонский процесс не требует при этом перехода всех без исключения специальностей на трехуровневую систему образования, он прокламирует добровольность процесса, прозрачность, сопоставимость, «понятность» существующих образовательных систем, возможность легкого «пересчета» одной системы на другую, отсутствие полного единообразия национальных образовательных систем.

С 2009 г. Болонский процесс охватил практически все высшее образование России в связи с принятием изменений в Закон о высшем профессиональном образовании и началом массового перехода высшей школы на бакалавриат и магистратуру. Срок обучения в российском бакалавриате может в будущем сократиться до 3 лет, если будет введена 12-летняя полная школа.

Отсутствие непроходимой грани между массовым и элитным образованием в этой системе означает, что образование всегда можно продолжить как «по горизонтали», так и «по вертикали».

Перейти к началу страницы

Проблемы российских и европейских бакалавриата и магистратуры

Перейти к началу страницы

Приложение к диплому (Diploma Supplement)

Важным элементом Болонского процесса является приложение к диплому (Diploma Supplement) – документ, в обязательном порядке (бесплатно) выдаваемый выпускнику вуза вместе с дипломом о высшем образовании. Он включает 8 основных разделов: информацию о владельце диплома (имя, фамилия и т.п.), о квалификации выпускника, об уровне этой квалификации, о содержании образования и о полученных результатах, о функциональных характеристиках (профессиональной и должностной ориентированности) полученной квалификации, о сертифицированности приложения в данной стране, описание системы высшего образования в стране, дополнительную информация по усмотрению органов управления образованием или вуза.

Перейти к началу страницы

Академическая мобильность

Академическая мобильность в рамках Болонской системы – это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Это предполагает развитую инфраструктуру (общежития, медицинское страхование и т.п.) и доступность источников финансирования (грантов на поездки и т.п.). Однако даже в Западной Европе мобильность студентов также еще очень далека от желаемой – она охватывает около 5-10% от общего числа студентов, в Финляндии - 30% студентов. Поэтому сейчас основная ставка делается не на физическую, а на виртуальную мобильность – создание виртуальных кампусов, интернет-платформ, при помощи которых студент сможет участвовать дистантно в занятиях в другом университете, сдавать зачеты и экзамены и даже защищать диссертацию.

Перейти к началу страницы

Зачетные единицы

Зачетные единицы (академические единицы, кредиты - credits) - система ECTS (European Credit Transfer System, Европейская система перевода (перезачета) кредитов). 1 кредит = 26-30 (академических) часов, где академический час обычно равен 45 астрономическим минутам занятий. В большинстве стран бакалавриат равен 180 кредитам, по 60 в год. Функции кредитной системы: перезачет курсов, полученных в другом вузе; накопительная (студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д.). Возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между вузами, сопоставимостью их учебных программ, возможностью, вводя поправочные коэффициенты, учитывать разный удельный вес лекций, семинаров, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов и т.д. Студент получает соответствующую сумму зачетных единиц только в том случае, если он положительно аттестован по данному курсу, виду занятий, т.е. если он получил балл не ниже заданного. Общий балл по итогам каждого курса в западном вузе обычно слагается из нескольких компонентов. Например, 30% общей оценки может зависеть от активности студента на занятиях, еще 30% - от результатов промежуточного испытания (эссе на заданную тему и т.п.) и только оставшиеся 40% - от экзаменационной оценки (экзамены, как правило, сдаются письменно). В системе ECTS, кроме кредита как свидетельства о том, что студент освоил положенный минимум курса, проставляется также оценка его успеваемости – A, B, C, D, E. FX, F, причем только последняя означает «неудовлетворительно», в то время как предпоследняя дает право при неудовлетворительном ответе пересдать экзамен еще раз. Кроме того, эта оценка носит относительный характер: оценка А, к примеру, означает, что студент вошел в 10% лучших по данной дисциплине в своей группе или на своем курсе, но не означает какой-либо абсолютной оценки знаний в традиционном смысле («отлично вообще»). При переходе студента в другой вуз эта оценка сопоставляется с независимым национальным рейтингом его прежнего вуза, чтобы принимающий вуз понял, как эта оценка относится с качеством полученных компетенций, и определил, можно ли данного студента принимать на данный курс или же его следует отправить на повтор года. Кстати, в России 1 кредит стоит гораздо дороже, чем в Европе – 36 часов, т.е. российскому студенту нужно потратить в среднем на 1,5% больше времени на то, чтобы заработать 1 кредит.

Перейти к началу страницы

Индивидуальный план студента

Индивидуальный план студента – это его личная траектория освоения образовательной программы. Как правило, вуз устанавливает, какие курсы выступают обязательными и не подлежат, соответственно, выбору. Объем таким курсов в европейском вузе обычно не превышает 30% всего курса обучения, остальные предметы следует выбирать с учетом их «стоимости» (кредитов, которые можно за них получить), чтобы в результате в семестр у студента могло набраться 30 кредитов. Индивидуальный план студента составляется под руководством куратора (тьютора) и подлежит утверждению деканатом. В России пока возможности выбора предмета практически равны нулю (количество обязательных предметов типа А и обязательных, но не обязательно изучаемых в данном семестре, предметов типа В дает в сумме минимально необходимые 30 кредитов в каждом семестре).

В Болонской системе действует и особая система обеспечения качества высшего образования:

Перейти к началу страницы

Принцип автономии вузов

Принцип автономии вузов определяет самостоятельность вузов в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Какие именно вопросы относятся к компетенции вузов, решает закон об образовании, а в некоторых случаях – постановления Правительства или решения учредителя вуза.

Перейти к началу страницы

Аспирантура

Аспирантура в российской системе следует как третья ступень за магистратурой, сейчас обсуждается возможность увеличения срока пребывания в очной аспирантуре с 3 лет до 5. Неясной остается судьба докторантуры и докторской степени вообще, поскольку в Болонских странах, как правило, существует только одна степень – PhD (доктор наук).

Перейти к началу страницы

Модуляризация

Для процесса обучения студентов в рамках Болонской декларации характерна модуляризация:

Перейти к началу страницы

Статус студента

Особенно отметим изменение статуса студента:

Перейти к началу страницы

Заключение

Болонская система, при всех проблемах и трудностях ее реализации, тем не менее, представляет собой ключ к современному, европейскому образованию, открывающий также дорогу к постоянному обучению, совершенствованию своей личной квалификации, построению собственной, уникальной карьеры, приспособленной под конкретные нужды данной фирмы и данного работника. Успехов Вам на этом пути!

Перейти к началу страницы