Социально-психологическая служба

Добавлена: 2 апреля 2015 года, 09:01:15

Изменена: 11 февраля 2016 года, 10:58:35

 

МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС

НА СТРАНИЦЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ!

Социально-Психологическая служба является структурным подразделением ГБОУ СПО ПК № 9 "Арбат".alt

БЕССОНОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

психолог ПК №9 "Арбат", осуществляет психолого-педагогическое сопровождение и поддержку основных участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

Время работы

понедельник-пятница

9.00-18.00

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1.Диагностическое направление.

Задачи: - выявление индивидуально-психологических особенностей студентов с целью оказания психологической помощи в становлении личности; - проведение сравнительного анализа развивающего эффекта различных технологий обучения и воспитания с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих функций; - изучение сферы самосознания студентов.

2.Коррекционно-развивающее направление.

Задачи: - разработка и осуществление рекомендаций и программ коррекционно-развивающей работы со студентами; - оказание помощи во время адаптационного периода студентам первого и второго курсов; - оказание помощи в социальном росте личности студентов.

3.Психологическое консультирование.

Цель: Оказание помощи студентам в самостоятельном решении возникших проблем, выявленных в процессе психодиагностики.

4.Психолого-педагогическое просвещение.

Задачи: - популизировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; - знакомить студентов с основами самопознания; - достичь понимания и необходимости психологической службы в учреждении.

5.Психологическая профилактика.

Задачи: - осуществление мониторинга за соблюдением психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности студентов; - предупреждение возможных отклонений; - создание благоприятного климата для развития и становления личности студентов.

6.Научно-методическое направление.

Задачи: - разработка и осуществление программ психологического сопровождения студентов; - подготовка материалов для участия в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях, заседаниях кафедр.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:alt

- проведение диагностических методик, анкет, бесед, интервью;


- адресная психологическая помощь по запросам, тренинговые занятия, классные часы, индивидуальные и групповые занятия;


- индивидуальные и групповые консультации, интегративная работа;


- проведение психолого-педагогических семинаров, лекций, участие в педсоветах, в научно-практических конференциях, на заседаниях кафедр.

 

Великий вопрос жизни-как жить среди людей.

А. КАМЮ

 

ЗАЧЕМ ИДТИ К ПСИХОЛОГУ?

Существует мнение, что к психологу нужно обратиться тогда, когда проблема стала непосильной для человека. Это заблуждение. В подобных случаях нередко нужна помощь психиатра и медикаментозное подкрепление. К психологу необходимо обратиться, когда в жизни возникают затруднения, не дожидаясь, пока все вокруг начнет рушиться (хотя опытный психолог способен помочь и при таких запущенных случаях).

КОГДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ?

• когда жизнь или учеба перестает радовать;

• когда эмоциональное состояние мешает быть собой;

• когда потерян смысл жизни;

• когда горестно от потери самых близких, самых родных людей;

• когда возникают трудности в выборе партнера;

• когда с партнером трудно договориться;

• когда не хочется дальше жить.

КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ?alt

Это специалист, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет. Психолог и психиатр - не одно и то же. Психиатр - это специалист с медицинским образованием в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Методами лечения является медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные отклонения в психике.

Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря близких, трудности в общении, трудности в принятии решения и др. Психотерапевт – специалист, врач или психолог, который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами.

Психотерапевт - специалист, получивший специальное психологическое образование (не менее 3 лет обучения) по одному из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях", то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему. Психолог не решает за людей их проблемы. Задача психолога - создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы увидели причину - что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое отношение к проблеме, изменившись сами. Психолог не видит людей насквозь. Психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или другого человека в той или иной ситуации. Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится, и т.д. Психолог — не учитель, не наставник. Он не знает, «как правильно».

У каждого клиента своя правильность. Цель — найти вместе с клиентом лучшее решение. Например, один человек ищет воду. А у второго есть лоза. Они объединяются и находят воду. Психолог —не друг. Психологи не работают с членами своей семьи и друзьями, т.к. это серьезно ухудшает эффективность процесса. Психолог не обладает сверхспособностями, он не волшебник. Многие полагают, что психолог является ясновидящим или экстрасенсом. Такие сверхспособности, как ясновидение, открытие третьего глаза, управление энергией космоса, не являются научными и не преподаются в психологических ВУЗах. Сверхспособности изучает наука парапсихология. Приставка "пара" означает "около". Это есть область околопсихологических знаний. Сверхспособности психолог не что иное, как знания и навыки, полученные в ходе обучения и проверенные многолетним опытом. Если вы пришли с «застарелой» проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после одной консультации. Психолог не может решить все проблемы. Психолог не решает проблемы, в ходе психотерапии он создает условия для того, чтобы человек сам понял причины возникшей ситуации и сам выбрал нужное решение. Услуги психолога – для абсолютно нормальных людей!

Обращение за помощью к психологу не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья. Как уже было отмечено, психологи работают со здоровыми людьми. Однако время от времени все люди нуждаются в поддержке и помощи со стороны. В нашей культуре ещё не прижилась традиция обращения к психологам. Вместо этого заведено приходить за помощью к друзьям или заливать проблемы алкоголем. Нередко можно услышать "Что я псих, что ли, чтоб по психологам ходить?" Выбор всегда за человеком. И настоящий психолог не навязывает своих услуг. Инициатива всегда должна исходить от человека, желающего получить консультацию. У психолога могут быть свои проблемы. Психологи – обычные люди, у которых, как и у всех смертных, могут быть проблемы. Преимущество психолога заключается в том, что он способен более эффективно решать свои проблемы. Обладая психологическими знаниями гораздо легче понять, в чем причина возникшей неприятности. Во время своего обучения, да и после него психологи проходят личную психотерапию, в которой прорабатываются их проблемы. Почему поход к психологу лучше, чем разговор с подругой или другом? Возможно, задушевный разговор с подругой или другом действительно снимет напряжение, от чего становится легче; несомненно, близкий друг может посочувствовать вам, согреть своим участием и заинтересованностью. Но если проблемная ситуация возвращается вновь, то имеет смысл предположить, что разговоры не помогают.

altЧем же консультация с психологом отличается от задушевной дружеской беседы? Основной инструмент психологической работы – беседа. После нее, так же как и после разговора с подругой, тебе станет легче. Однако задача терапевтической беседы не только в этом. Одной поддержки бывает мало, чтобы вырваться из замкнутого круга нерешенных проблем. У психолога есть инструменты- для выявления ваших деструктивных мыслей, реакций, моделей поведения. Цель – осознать и найти им позитивную замену. Одна из сложностей работы психолога в том, чтобы сделать проблему явной для клиента. Работа с психологом не требует много времени и денег. Все зависит от задачи, которую Вы хотите решить, и от выбранного психолога. Если Вы хотите разобраться в себе, подробно понять причины своих поступков, разобраться с детскими страхами и обидами – это невозможно сделать за несколько сеансов. Могут потребоваться месяцы и годы, чтобы решить эту задачу. И работа с психоаналитиком. Иногда такая работа оправдана, особенно, если работа с психологами других направлений не принесла результата. А если Вы хотите научиться уверенному поведению, понять, как управлять собой в ситуации стресса или как знакомиться, здесь психоаналитик не нужен. Можно посетить несколько сеансов когнитивного психолога, для того чтобы понять, как действовать. Естественно, что, если Вы хотите изменить свою жизнь к лучшему, нужно понимать, что на это придется потратить силы. Мне не сможет помочь никакой психолог, если я сам не могу разобраться в себе. За таким мнением часто скрывается нежелание встретиться лицом к лицу с проблемой. Ведь, когда мы «варимся в своей каше», гораздо проще найти себе и оправдание, и придумать удобную для себя причину, по которой самому сложно разобраться в себе. А если пойти к психологу, вдруг он найдет решение? И придется что-то в себе менять. Страшно? Конечно, страшно.

Для того и нужно идти к психологу, который поможет достичь успеха в поиске выхода. Можно рассматривать наличие проблемы, которая Вас беспокоит с точки зрения пользы. Это как физическая боль, которая очень неприятна, однако несет полезную защитную функцию, сигнализируя человеку о том, что именно в организме нужно привести в порядок. Можно смириться с болью, принять болеутоляющее средство, но причина останется. Так же и с психологической проблемой. У нее есть определенная позитивная функция. Например, лень может возникать из-за потребности организма экономить энергию или сигнал к тому, что дело, которым вам нужно заняться, совсем не то, что хотелось бы. Или излишняя эмоциональность может удовлетворять потребность быть замеченным другими людьми или разнообразить свою жизнь. .

 

СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

ЭКЗАМЕНЫ

altЭкзамены – это возможность показать, на что ты способен. Конечно, если ты ничего не знаешь, эти советы тебе не помогут. Тем же, кто имеет прочные знания, эти маленькие хитрости помогут справиться с волнением и произвести благоприятное впечатление на преподавателя. Имей в виду: • Самые дальновидные студенты стараются не пропускать консультаций. Уровень вопросов к преподавателю говорит об уровне их подготовки к экзаменам. Необходимо внимательно следить, как преподаватель отвечает на них. Это даст тебе представление о требуемом уровне знаний, о характере преподавателя.

• Последними идут сдавать экзамен те, кто больше, чем на тройку, не рассчитывают. Отвечать в последней группе могут позволить себе те, у кого крепкие нервы. Лучше всего идти четвертым – пятым в первой пятерке: у тебя будет достаточно времени на подготовку, пока будут отвечать первые. Это известно многим. Поэтому приходи сдавать экзамен пораньше.

• Психологи советуют говорить в 3-4 раза больше, чем экзаменатор.

• Если при подготовке к ответу у тебя есть возможность нарисовать график или схему – не упускай ее. Особенно эффектно выглядит рисование по ходу ответа: ты показываешь свободное владение темой. График – доказательство твоих знаний.

• Если у тебя хорошая зрительная память, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Важно расслабиться, успокоиться и сосредоточиться. Когда придешь в рабочее состояние, внимательно прочитай вопросы. Начинай с вопроса, который ты знаешь хорошо. Не паникуй, если в первую минуту тебе покажется, что ты вообще ничего не знаешь. Такое бывает со многими. Если ты что-то знаешь, то в памяти всплывет нужная информация.

• Если не удается вспомнить какое-то определение, формулу - оставь на листочке пустое место и вернись к этому позднее. Если время на исходе, составь хотя бы краткий план ответа. Никогда не ходи отвечать с чистым листком, даже если на 100% уверен в успехе. Этим ты проявляешь пренебрежение к экзамену. Как известно, несколько конкретных цифр и фактов производят большее впечатление, чем абстрактные рассуждения по теме.

• К концу дня экзаменаторы, как правило, менее придирчивы. Они чаще останавливают, задают меньше дополнительных вопросов. Тем, кто не уверен в своих знаниях, лучше идти позже. Но к концу экзамена, как правило, «кончаются» хорошие оценки. Срабатывает стереотип :«лучшие идут первыми».

• Прежде чем идти отвечать, понаблюдай за поведением экзаменатора: как он слушает, какие вопросы задает, что ему нравится, а что нет.

• Несмотря на то что ты знаешь ответы на вопросы билета, запиши несколько первых фраз. Если ты уже готов отвечать, отдохни. Понаблюдай, как отвечают твои товарищи, – это может тебе пригодиться.

• Если говоришь только ты, трудно поддержать обратную связь с экзаменатором. Если экзаменатор говорит больше, создается впечатление, что отвечает он. И то и другое нежелательно. Если экзаменатор не дает тебе обратной связи, то трудно понять, какое впечатление ты производишь. Поэтому бери инициативу в свои руки. Провоцируй высказывания, выдерживая паузы и задавая риторические вопросы. Терпеливо слушай.

• Если экзаменатор неоправданно перебивает тебя, максимально сократи паузы. При этом следует говорить быстро, уверенно и достаточно громко. Обидно бывает, когда преподаватель объясняет тебе то, что ты сам прекрасно знаешь. В этом случае необходимо суметь перехватить инициативу.

• Успешность твоего ответа во многом определяется четкостью твоей речи. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция, торопливая речь могут произвести на экзаменатора плохое впечатление.

• Не теряй нить ответа, чтобы не испортить общее впечатление. Поддерживай темп ответа, интонационно выделяй особо важные определения, не стесняясь их повторять. Если тебе уже нечего сказать, а экзаменатор ждет продолжения ответа, перефразируй уже высказанные мысли. Когда ты излагаешь хорошо усвоенный материал, акцентируй внимание на своем ответе интонацией и ритмом.

• Среди факторов, влияющих на оценку экзаменатором твоего ответа, определенное место занимает уровень знаний предыдущего студента. На фоне посредственных ответов ты будешь смотреться лучше. Значит, если предыдущий студент отвечал плохо, тебе необходимо продемонстрировать совершенно иной стиль ответа. Например, если он мучительно подбирал слова - говори в быстром темпе. Если же предшественник утомил преподавателя своей болтовней - отвечай спокойно, взвешивая каждое слово. После неудачника отвечать, как правило, легче.

При подготовке к экзаменам следует: определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы; составить план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно вы будете сегодня изучать, какие именно разделы, какого предмета; начать с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего, если заниматься не хочется, тогда начинайте занятия с наиболее интересной для вас темы, это поможет войти в рабочую форму; структурировать материал за счет составления планов, схем, т.к. они эффективны при кратком повторении материала и при ответе на экзаменах; обязательно делать короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления; вечером перед экзаменом заняться любым отвлекающим делом, ночью – хорошо выспаться, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, даже некоторой агрессивности; утром – пролистать пройденный материал, чтобы подготовиться психологически – вот, сколько я знаю!

ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА:

1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое для вас легче.

2. Напишите примерный план ответа. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты.

3. Сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в нескольких предложениях, таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете. И только после этого переходите к подробному изложению материала.

4. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.

5. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.

6. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

altПравило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь слушать своего ребенка так, как вам бы хотелось, чтоб говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

СВОД ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

 

МУДРЫЕ СЛОВА ПОДРОСТКАМ

1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. Дилетант строил Ноев ковчег, а «Титаник» строили высококвалифицированные профессионалы! Это не аналогия.

2. Упал – начни с начала.

3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.

4. В поисках истины свойственно ошибаться!

5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.

6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!

7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.

8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.

9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.

10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.

11. Всем людям свойственно ошибаться!alt

 

 

МУДРЫЕ МЫСЛИ

• Дети редко слушают взрослых, но всегда берут с них пример.

• Зрелость – это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия.

• Можно иметь свою точку зрения, но не стоит на неё садиться.

• Собственный опыт дорог, чужой – бесценен.

• Умный человек не совершает все ошибки в одиночку, он и другим даёт шанс.

 

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ ЯНУША КОРЧАКА

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты , или таким, каким  ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

alt

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее - психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний  и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этические принципы призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; - сохранение доверия между психологом и клиентом; - укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

ОСНОВНЫМИ ЭТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

1. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. В случаях если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

alt4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПСИХОЛОГИИ

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижение психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА 

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.